С первой по шестую пару в институте - это зло. К концу пятой пары мозг настойчиво пытается выплеснуться через уши.
А пятая и шестая пара - это теория текста (меж студентами -Т.Т). Препод там - всеми с первого курса "обожаемая и любимая" ТатьянПална Вязовик.
Гениальнейший человек, надо сказать. Чтобы таким нудным и заунывным голосом давать такую интересную информацию...
Но не в этом суть. Есть у ТатьянПалны одна слабость - примеры. Примеров в лекции много, упражнений - тоже, но все они такие, что ощущаешь себя дитем длет эдак восьми в первом-третьем классе. Очаровательные примеры, вообщем.
Но сей восхитительный предмет у нас, как говорилось выше, пятой и шестой парой. На которой студентам есть дело до всего - но только не до учебы.
Вообщем, собственно амбула.
Про пыточную, пироманьяка Семена и теорию текстаСидели мы сегодня на паре, на последней парте, как обычно, и старательно записывали за бубнящим преподавателем науку теории текста. Записывали-то старательно, но иногда поднимали взгляд на доску и тихо хихикали. Ибо на доске (нами же), крупный шрифтом и твердой рукой было начертано: "ВДРУГ ИЗ МАМИНОЙ ИЗ СПАЛЬНИ ОЛОЛО ПЫЩЬ-ПЫЩЬ РИАЛЬНЕ" (кроме того, там был изображен еще и осьминог в мантии и ботинок с глазами и подписью "Калифорнийский Хоха", но это мелочи).
Писали мы, писали, пока не началось собственно практическое занятие. К тому моменту незабвенное "пыщьпыщь" оказало-таки свое разрушающее воздействие на уставший мозг.. и началось.
- Итак, пишем, дети. - ТатьянПална постучала по столу карандашом и начала диктовать. - Просторная комната с большими окнами. Тишина. Редкое позвякивание металла и стекла нарушало...
- Митааал! - громким шепотом прокомментировала сидящая рядом Алка. Мы захихикали, уткнувшись носом в тетради.
- Нарушало тишину. Это операционная сестра наводила порядок..
- В пыточной. - загробным шепотом продолжила я, в красках представив большую комнату с просторными окнами, в которой царила загробная тишина, прерываемая лишь звоном стекла и звуками Аванатазии. Операционная сестра в холщовой рясе, с крайне сосредоточенным лицом протирала железные щипцы, подозрительно испачканные в чем-то красном.
Теперь захихикала уже вся группа. Видимо, представили то же самое.
- Маша перебила Ивана... - прололжал заунывный голос.
- Палками. - зловеще донеслось откуда-то с правой парты.
- Тише, тише. - нахмурилась ТатьянПална. - Теперь я дам вам несколько предложений, а вы составите по каждому ситуацию-историю, запишите ее...
(сразу оговорюсь - мы не учились писать сочинения, мы исследовали актуальное членение текста)
Предложений было три.
"Семен зажег костер".
"Ребенка успокоила мать".
"Миша помогал сестренке".
Группа сосредоточенно заскрипела ручками по бумаге, выдумывая истории.
- Какие-то странные предложения. - шепотом сказала Алка.
- Ага. - согласилась я. - Зловещие.
- Ну почему?
- А смотри. Семен зажег костер. Привязанный к столбу еретик, позвякивая цепью, заорал от ужаса, где-то в толпе, что собралась на площади, заплакал ребенок..
- Ребенка успокоила мать. - продолжила Алка.
Мы переглянулись.
- Что-то неправильная у нас история выходит. - засомневалась я. - Как-то стремно такую читать в качестве примера, давай другую. Ну, например: "Миша помогал сестренке.."
- Разжечь костер. - подхватила Алка. - Сестренку звали Семен...
- И жили они в колхозе "Победа феминизма".- захихикала я. - Не пойдет, давай другую.
- Ладно. Семен разжег костер..
- В Мише. - все так же хихикая, дополнила я.
- О да, детка! "Разожги во мне костер!"
Сидящие перед нами тихо давились смешками. Лекция-практика становилась веселой.
- Семен разжег костер Мишей. - продолжала Алка. - Миша заорал "Сестренка!", но ребенка успокоила мать: "Не ори на сестру, Семен знает, что делает!"
Минуты через три нам удалось успокоиться и мы с самыми внимательмыми мордами слушали, какую историю придумала одногруппница.
- В лесу было очень холодно. Ни Иван, ни Петр не хотели разжигать костер. Тогда костер разжег Семен..
- И сжег на нем ленивых Ивана и Петра. - шепотом продолжила я.
- Митааал! -поддержала Алка.
- Ну-с, продолжим. - дождавшись, пока группа отсмеется, ТатьянПална принялась диктовать дальше. - Тема может быть выражена подлежащим, например: "Птица улетела".
- Какой-то печальный пример. - подала голос одногруппница, видимо, еще не отошедшая от пироманьяка Семена.
- Да, невеселый.. Ну, вот еще один пример, иллюстрирующий, что тема может быть выражена сказуемым: "Выстрелил старый охотник".
- Очень оптимистично. - мрачно вставила я. - Птица улетела, выстрелил старый охотник, птица вернулась на грешную землю.
- Следующий пример: "Спектакль окончен"...
- Сказал старый охотник и выстрелил. - всхлипнув, шепотом закончила я. Группа изо всех сил старалась сдержать смех, рядом хизикала Алка. Улыбалась ТатьянПална.
- Ладно, я больше не буду. - покаянно пообещала я.
- Продолжаем. Рема же может быть выражена дополнением и сказуемым, вот, запишите пример: "Роль Отелло в спектакле исполнял..
- Старый охотник. - все-таки не сдержалась я.
- Дездемона оказалась зверски застреленной. - поддержал кто-то.
- Наступившую в зале тишину нарушало только позвякивание металла в пыточной. - всхлипнул еще кто-то.
- И тут Семен разжег костер! - радостно закончила я, и группа наконец-то дружно возрыдала под столом....